В. И. Бурмакин: «Покой нам только снится!»
9 января Владимиру Ивановичу Бурмакину исполняется 80 лет. Если перечислять его титулы и звания, то хватит на небольшую статью. Назовем основные: Лауреат Государственной премии, академик Академии художеств Узбекистана, Заслуженный деятель искусств, художник-монументалист, автор более 3000 ярчайших художественных полотен, один из ярких и неординарных художников Узбекистана, удостоен высоких государственных и профессиональных наград: орден «Фидокорона хизматлари учун», Золотая медаль Академии художеств Узбекистана, почетное звание Заслуженный деятель искусств Узбекистана и др.
Его работы и сегодня не перестают удивлять своей яркостью и оригинальностью, сохраняя энергию здоровой, нравственной и духовной силы. Его персональные выставки проходили и проходят не только в Узбекистане, но и во многих странах мира: в России, Англии, Франции, США, Германии, Франции, Италии, ИспанииАвстрии, Швейцарии, Индии, Австралии, Болгарии, Турции, Польше и других странах. Его работы хранятся во многих музеях, галереях и частных собраниях мира. Так в Германии, собрано более 200 работ художника, куда он выезжает для творческой работы.
А ведь всего этого могло и не быть. Как вспоминает сам Владимир Иванович: – Я с раннего детства рисовал, но чуть не стал геологом. После школы решил поступать в горный техникум, но на экзамене провалился, а на экзамены в художественное училище опоздал. Посмотрев на мои ранние работы, Ташпулат Арсланкулов взял меня на прикладное отделение, и три года учился у него резьбе по ганчу. Живописью занимался попутно в две смены у двух разных педагогов – Жмакина и Гольдрея, о чем они не догадывались. А вот как это выяснилось. Оценки за год выставляет комиссия, которая обходит мастерские. Студентов на это время выпроваживают. Однако существует традиция прятаться в шкафы, что мы, и проделываем по очереди. На этот раз очередь моя. Шкаф повернут к стене, на нем повешены холсты. Подслушиваю, что скажут члены комиссии. Обо мне сказали, что талантливый, и надо бы перевести на живописное отделение. Я счастлив, но тут педагоги выясняют, что учусь у двоих. Наказали «четверкой», но в живописцы перевели. Поступил в Театрально-художественный институт – и тут тоже очень высокий класс обучения. С третьего курса вели занятия в мастерских профессора. Я учился живописи у Рахима Ахмедова, рисунку – у Александра Кривоноса. Шестой курс – дипломный. Одиннадцать лет профессиональной подготовки давали умения, необходимые любому таланту.
Увлечение академиком В. И. Бурмакиным фотоискусством в симбиозе с компьютерной графикой и творческие поиски в авангардном направлении послужили зарождению нового направления в художественной культуре XXI века, названного им «Компьюфо». Он предложил объединить виртуальный мир с реальностью, используя энергию воображения для реализации своих идей.
– Направление «Компьюфо», – говорит Владимир Иванович, – это шанс приобщить к прекрасному миру искусства широкие народные массы. Владея компьютером, который сегодня прочно вошел в обиход людей, и, имея художественное образование, любой эстетически «подкованный» человек сможет заниматься искусством. Каждый желающий в своих работах сможет отражать и выражать все что угодно – от натуралистических до абсолютно абстрактных форм, используя огромные возможности компьютера, где только цветов и их оттенков 16 тысяч. Это направление представляет собой возможность объединить фотографию, самостоятельный вид творчества, и компьютерные технологии, увеличить диапазон возможностей художника. Сегодня этот вид искусства приобрел множество почитателей, нашедших в нем свежую идею, новую жизнь.
Более сорока лет Владимир Иванович отдал педагогической работе, преподавая в учебных художественных заведениях Самарканда и Ташкента, воспитав десятки талантливых мастеров, чьи имена вошли в списки известных художников Узбекистана.
Говорят, что если человек одарен, то – во всем. Владимир Иванович тонко чувствует музыку, великолепно играет на многих музыкальных инструментах. И сегодня Владимир Иванович продолжает активную творческую деятельность: – Есть много неосуществленных идей. Главное, при этом не унывать, не плакать ни в жизни, ни в искусстве. Страдания же необходимы художнику, чтобы острее чувствовать, что жизнь и сознавать себя Человеком, неотъемлемой частью Природы.
Как мне кажется, одним из главных достижений Виктоа Ивановича заключается в том, что его творчество не оставляет зрителя равнодушным и его работы служат примером свободы творчества для молодого поколения художников.
По версии Единого художественного рейтинга «rating.artunion.ru» имя В. Бурмакина вошло в список лучших художников мира XVIII-ХХI вв.
Работы художника и более подробные материалы о нем можно увидеть на его персональном сайте http://www.vladibur.by.ru/.
В. Костецкий